Курск - Орёл - исток Оки - Курск

(Воронин А., Харланова Т., Харланова И. - 385 км.- 1.07-3.07.2000 г.)

Этот поход был намечен в качестве тренировочного пробега перед поездкой по Латвии, также целью его было знакомство с природой Курского края и соседней Орловской области, основными достопримечательностями города Орла.
      Мы выбрали наиболее спокойную трассу от Курска до Орла, проходившую через посёлок Поныри, по местам боевой славы Советской Армии.
      Погода была не жаркой, по небу медленно ползли большие серые тучи, сквозь которые несмело пробивались лучи утреннего солнца. Проехали посёлок Свободу и, не доезжая до посёлка Золотухино, свернули с дороги в лес на отдых. На полянке среди яркого разнотравья мы полакомились свежими и ароматными ягодками земляники.
      В 4-х километрах после Золотухино, среди бескрайних полей и небольших перелесков встретили такой вот памятник деревянного зодчества (фото слева).
      Постепенно преодолевая один за другим небольшие спуски и подъёмы, далеко за полдень мы подъехали к посёлку Поныри. В годы Великой Отечественной войны здесь велись ожесточённые танковые сражения, о чём свидетельствует, установленный на постамент при въезде в Поныри "Т-34" (фото справа).
      Не успели мы подъехать к вокзалу, как на наши головы упали первые капли. Дождь то усиливался, то утихал, и нам ничего не оставалось, как укрыться от него в помещении железнодорожного вокзала (фото ниже слева). Внутри здания с высокого потолка свисала большая люстра, на стенах были изображены сюжеты танковых и артиллерийских позиций наших войск в 1943 г. Здесь, возле билетных касс, мы переждали дождь, пообедали и отдохнули.
      К 17-ти часам дождь прекратился. До станции Малоархангельск через границу Курской и Орловской областей нас привела просёлочная дорога, накатанная вдоль железнодорожного полотна. Потом за нами увязалась бездомная чёрная собака, которая пробежала рядом по грунтовке около пяти километров.
      В 10-ти верстах за Глазуновкой, в стороне от дороги рядом с прошлогодней скирдой, мы остановились на отдых. Только что перед нами здесь прошёл хороший дождь - земля была мокрой. Было уже 8 часов вечера. Мы развели костёр, приготовили ужин с вермишелью и говяжьей тушёнкой, с аппетитом поели, и заняли свои спальные места в палатке. Наш пробег за первый день составил 125 км.
      Утро следующего дня было серым. До Змиёвки доехали на одном дыхании. Ливенская трасса Р-119, на которую мы выехали, оказалась более оживлённой. В быстром потоке машин, немного утомлённые, к 13-ти часам мы въехали в Орёл (фото справа).
      Город первого салюта встретил нас тёплым солнечным воскресным днём. Проехав по городу, мы остановились на отдых в центральной его части, в Городском парке на берегу Оки.
      Здесь царила необыкновенно праздничная атмосфера: по асфальтированным дорожкам парка медленно и чинно прогуливалась разодетая орловская публика, с палубы проходящего речного кораблика доносились звуки весёлой музыки, а от пирса в разные стороны расходились вёсельные лодки с отдыхающими на борту.
      После дальней дороги я с большим удовольствием освежился в речке, переплыв её в обе стороны (фото слева).
      В тени старого ветвистого тополя мы с аппетитом пообедали (фото справа), отдохнули, и приступили к осмотру достопримечательностей Орла (серия фото ниже).
      Знакомство с городом было начато с административной его части, мы проехали по ул. Ленина и ул. Горького, по Московской и Курской улицам, осмотрели памятники Бунину И.А. и Лескову Н.С., побывали в Сквере танкистов и на Мемориале в честь 400-летия Орла, зашли на рынок.

Можно бы ещё ездить и ездить, но близился вечер, и силы моих спутниц оказались на исходе, мы медленно двинулись в обратный путь (фото слева).
      Проехав за три часа более полусотни километров, наш караван притормозил в поле, почти сразу за Змиёвкой. Быстро темнело. Расставив палатку, утомлённые туристы быстро уснули.
      Исходя из сложившихся обстоятельств и состояния сил моих спутниц, утром было решено доехать до Глазуновки 20 км., а оставшийся путь мне преодолеть в одиночку. В 10 часов утра я посадил девчонок с велосипедами в электричку до Курска и облегчённо вздохнул, оставшись один на один с дорогой.
      Где-то часа через два пути слева от дороги показался голубой столб, приблизившись к которому, я прочитал: "Исток р. Оки". Чуть дальше показались деревянные резные ворота (фото справа), пройдя в которые, я спустился к самому истоку. Он представлял собой родник, вытекающий из трубы прямо в деревянный резной ковш, в виде сложенных вместе больших ладоней, а дальше в небольшой живописнейший водоём, из которого струится тоненький ручеёк - начало большой реки (фото слева ниже). Этот прекрасный уголок в истоке Оки находится в 14-ти километрах северо-западнее пос. Поныри.

До Курска меня сопровождал усилившийся западный ветер, который гнал по голубому небу большие, серебрящиеся в лучах солнца, кучевые облака. Погода была ясная и видимость достигала 15 - 20 км.

В посёлке Свобода в золотых лучах уходящего солнца неотразимо белел храм Иоакима и Анны (фото внизу).

В 19 часов я был уже дома.